СЛОВАРЬ ГРАФФИТИ

 

Граффити (от итал. graffiti) – различные надписи, рисунки и знаки, процарапываемые на  поверхности стены или наносимые на нее с помощью краски. Могут представлять собой магические заклинания, тайные символы религиозных сект, а также носить бытовой характер, маркируя чью-либо собственность или являясь своеобразным способом переписки и обмена информации. Диапазон современных граффити весьма широк: от политических, обычно оппозиционных, лозунгов до всякого рода любовных признаний и непристойных надписей в общественных туалетах.

Направление в авангардизме последней четверти 20-го века, ориентирующееся на самодеятельные уличные росписи молодежных «тусовок»; кричаще яркие рисунки, обычно исполненные с помощью аэрозольных красок в психоделической манере. Для граффити специально отводятся урбанистические зоны, что способствует его интеграции в профессиональное русло. Также стиль граффити применяется в станковом и монументальном искусстве (один из представителей – американский художник К. Херинг).

 

Bomb (или throw-up) – быстрый рисунок, который, как правило выполняется с помощью "bubble letters" и отражает название команды или имя самого райтера. Распространенные цвета – черный/серебряный (белый) и желтый/красный.

 

Crew – несколько райтеров, объединенных в одну команду.

 

Writer – райтер – художник, рисующий граффити.

 

Tag – тэг – подпись райтера. Выполняется с помощью краски или маркера одного цвета.

 

Piece (от «masterpiece», шедевр (англ.)) – рисунок, который отражает стиль, умение, и, собственно, степень дерзости райтера. Выполняется с помощью краски; количество цветов не ограничено.

 

Burner – особо яркий и выдающийся рисунок (имеет значение количество использованных цветов, а также размер).

 

Background – фон, на котором помещается основная часть рисунка.

 

Taggers тэггеры – художники, оставляющие на стенах и других поверхностях исключительно свои подписи в виде логотипов.

 

Cap – кеп, кэпс – насадка на баллон. Существуют различные типы насадок, позволяющие регулировать толщину линии.

 

To pieceсоздавать рисунок (piece).

 

To kill – полностью зарисовать стену, вагон (например: He killed thе whole car).

 

To rack some cansворовать баллоны. Изначально большинство райтеров воровали краску в магазинах хозяйственных товаров.

 

Yard, train yard – депо, отстойник для поездов

 

Whole car – рисунок, занимающий всю поверхность вагона.

 

Filling – зарисовка внутри контура (кроме прорисовки деталей).

 

To fill inзаполнять контур.

 

Highlights – блики, которые наносятся на рисунок в последнюю очередь и помогают в создании ощущения завершенности.

 

Wild style – стиль написания букв, который основан на переплетении, пересечении и ломаных линиях, что делает некоторые рисунки, выполненные в этом стиле, практически нечитаемыми.

 

Bubble letter – один из самых старых стилей написания букв в граффити, в котором главное – мягкость и объемность их форм.

 

Daim style псевдотрехмерный стиль, выполненный без контура, в котором основной акцент сделан на тенях.

 

Blackbook, piecebook, sketchbook – блокнот, в котором райтер делает зарисовки.

 

Sketch – набросок, эскиз. Может быть как черно-белым, так и цветным.

 

Toy – 1) неопытный граффитист; 2) человек, который занимается граффити не из любви к искусству, а по каким-либо другим причинам.

 

To bite – копировать чей-либо стиль.

 

To buff – закрашивать рисунок. Зачастую закрашивание делается по распоряжению городского начальства.

 

To cross out –нанести свой рисунок поверх рисунка другого райтера. Считается актом неуважения.

Content-Disposition: form-data; name="file4"; filename="E:\Publication\Art (04).htm" Content-Type: text/html ГРАФФИТИ ДЖЕМ “REALIZATION”


ГРАФФИТИ-ДЖЕМ «REALIZATION»

 

То, чего все так долго ждали, наконец произошло: 26 – 27 апреля 2003 года в Москве состоялся граффити-джем “Realization”. В первую очередь важность мероприятия состоит в том, что на джеме присутствовали многие уважаемые личности, прибывшие из-за рубежа (а заграничные граффитисты приезжают к нам весьма нечасто). Тем более редко можно увидеть собрание такого количества замечательных работ, выполненных в разных стилях, в одном месте. К сожалению, подвела погода, и это сказалось на количестве посетителей. С другой стороны, на площадке за торговым центром «Экстрим» в течение двух дней появлялись только те, кому действительно было интересно все происходящее. Достаточно сложно описывать работы словами, их надо видеть. Отрадно, что те, кто испытывал сомнения по поводу уровня русскоязычных участников, наверняка изменили свое мнение и остались довольны неповторимой «настенной живописью», выполненной со вкусом и должным мастерством.

 


Дифирамбы организаторам можно петь по многим поводам. И за то, что сама по себе эта акция беспрецедентна, и за то, что приглашены были немецкие участники, и за отличное музыкальное сопровождение (ди-джеи Da Boogy и Ladjak), и за призы для участников. Однако, к сожалению, у нас в России совсем гладко мероприятие пройти не может.

Слово «совок» известно всем. Печально то, что и в наши дни оно часто отражает способ мышления многих соотечественников. Особенно тех, которые одеты в форму серого цвета. Вот и на нашем джеме не обошлось без конфликтов. Посчитав, что возложенные на них функции по охране выполнены, милиционеры принялись управлять процессом. В результате мы получили скомканную церемонию награждения и отмену выступления DCMC. Также подпортили общую картину какие-то индивидуумы, которым не понравилось распределение наград. Сразу после объявления имен победителей в заграничных арбитров полетело несколько пустых баллонов, на что, кстати, стражи порядка вообще не отреагировали.

Как уже говорилось, работы участников конкурса, проходившего в рамках джема, оценивались гостями из Германии. По мнению немецких судей, граффити – это прежде всего шрифты, поэтому места распределились следующим образом:

1 место – А-24 из МОК (приз – 50 баллонов «Montana gold»);

2 место – Splash и DNA (приз – 35 баллонов «Montana gold»);

3 место – Brow, Bucks и Snake (приз – 25 баллонов «Montana gold»).

Кроме этого, все финалисты получили призы от Eastpack, United Styles и от торгового центра «Экстрим».

После программы нам удалось побеседовать с представителем Montana teamCAN 2, интервью с которым мы помещаем ниже.

 


 

BD.RU: Почему вы решили заняться граффити?

CAN 2: Однажды, когда мне было лет 13, по телевизору показали работы одной команды из Нью-Йорка. Увиденное впечатлило меня и определило мое увлечение.

 

BD.RU: Чем для вас является граффити?

CAN 2: Стилем жизни! Я рисую на протяжении уже 20 лет. А если вы посвящаете какому-либо занятию 20 лет своей жизни, значит, это для вас действительно важно.

 

BD.RU: Как вы считаете, имеет ли значение, чем и на чем рисовать?

CAN 2: Я начинаю любую работу маркером, а граффити, конечно, выполняю с помощью баллонов. Безусловно, предпочитаю стены, – впрочем, иногда отхожу от этого правила. А вообще, каждый работает так, как ему хочется.

 

BD.RU: Что вы думаете о разделении граффити на райтинг и бомбинг?

CAN 2: Не вижу смысла разделять эти понятия: граффити – единое движение, которое началось с бомбинга (тэги и т. д.), а затем переросло в нечто более серьезное. Пусть какая-то часть граффити легальна, а другая не вполне, – все равно, это одно и то же.

 

BD.RU: Существует ли в Германии разделение на олд скул и нью скул?

CAN 2: Да, такое разделение есть. Что касается граффити, мне кажется, что олд скулом называют работы людей, которые занимаются рисованием на протяжении многих лет. Даже в 1983 году, когда я только начинал, в Германии уже были люди, которые начали работать в этой технике за несколько лет до меня. Поэтому разобраться, какие именно типы рисунков относятся к тому или иному стилю, невозможно в принципе.

 

BD.RU: Вы помните свой первый бомбинг?

CAN 2: Конечно! Это было зимой 1983 года, в рождественскую ночь. Мы с парой моих приятелей нашли в отцовском гараже несколько маленьких серебристых баллончиков с автомобильной краской и отправились на школьный двор. Было очень страшно, поскольку мы понимали, что наше предприятие не вполне законно. Но все-таки свой первый тэг я тогда поставил.

 

BD.RU: Есть ли в Германии школы граффити?

CAN 2: Нет. Более того, многие считают граффити нелегальным видом деятельности.

 

BD.RU: Что вы думаете о сегодняшнем мероприятии?

CAN 2: Все отлично, только очень холодно. Я впервые в Москве, и мне приятно, что граффити в России пользуется такой популярностью, а многие ребята работают на очень высоком уровне. Единственное, что мне не понравилось – это то, как некоторые посетители выпрашивали у нас баллоны с краской, чем здорово мешали работать. Первый день произвел больше положительных эмоций.

 

BD.RU: Поделитесь основными темами ваших работ.

CAN 2: По правде говоря, самое главное – это буквы, а текст может быть любым. Важны шрифт, цвета, фон. Все это – признаки индивидуального стиля.

 

BD.RU: Граффити – дорогое удовольствие?

CAN 2: Когда есть спонсор – не очень. Каждый месяц мне выделяют определенное количество баллонов, а если приглашают выполнить заказ – я получаю краску дополнительно. Так что жить можно.

 



Когда были сделаны последние штрихи на всех работах, площадка почти опустела, а организаторы впервые за несколько дней смогли вздохнуть свободнее, один из них, Марк Масленников из United Styles, согласился уделить нам немного внимания.

 

BD.RU: Марк, ответь честно, удалось ли мероприятие и все ли прошло так, как задумывалось?

М. М.: В принципе, главное из того, что мы планировали, состоялось: европейцы приехали и показали свое мастерство российским коллегам. Конечно, с нашей стороны далеко не все прошло гладко. Некоторым людям не хватает воспитания, – впрочем, это относится ко всем участникам джема.

 

BD.RU: Немцы разделяют олд скул и нью скул?

М. М.: Да нет, конечно! Я как раз хотел, чтобы они подчеркнули это. Делить творчество на олд скул и нью скул очень глупо. Потому что в действительности существует только тру скул, то есть настоящая школа, на основе которой и строится все остальное. Но некоторые начинающие художники в силу своей необразованности отвергают старых профессионалов, не желая признавать, что их собственная деятельность стала возможной именно благодаря творчеству старших. Молодые ребята называют их творчество старой школой, устаревшим стилем рисования, не интересуясь историей движения, представителями которого себя считают!

 

BD.RU: Какое значение имело это мероприятие, скажем, для этой же молодежи?

М. М.: Главную мысль озвучили гости из Германии: именно шрифты являются отличительной чертой граффити! Это то новое, что наше движение привнесло в изобразительное искусство. Хорошо, что люди смогли услышать это уже не от меня (я давно и много об этом говорю), а от более авторитетных представителей движения. Надеюсь, что будут сделаны правильные выводы и вопросов больше не возникнет. Многим удалось посмотреть, как работают мастера, посвятившие граффити по 20 лет жизни.

 

BD.RU: Твои прогнозы по поводу развития граффити в России?

М. М.: Ситуация очень неоднозначная. Настоящих представителей тру скул, которые понимают, в какую сторону должно развиваться течение и кого нужно благодарить за само существование граффити, очень мало. Большинство подчиняется моде: популярен бомбинг – они занимаются бомбингом, появляется что-то другое – они увлекаются этим. Печально, что нет должного осознания, зачем делаются те или иные вещи.

 

BD.RU: Пожалуйста, расскажите немного подробнее о бомбинге. Что подразумевают под этим в России?

М. М.: Бомбинг, так же как и райтинг, неоднозначен. Существуют настоящие бомберы, которые таким образом осознанно выражают протест против каких-либо явлений. Есть те, кто достаточно качественно бомбит ради того, чтобы как можно больше людей увидело граффити (например, на поездах). Однако истинных бомберов, к сожалению, очень немного. Чаще бомбинг выливается в своеобразную форму хулиганства, поскольку многие просто «отрываются» таким образом.

 

BD.RU: Только у нас в России существуют такие лже-художники?

М. М.: Нет, не только у нас, но здесь их подавляющее большинство. Райтеры же, как правило, обладают другой степенью осознания и ведут себя иначе, выбирая здоровый образ жизни. Поэтому райтинг более приемлем.

 

BD.RU: Райтинг – это уже искусство?

М. М.: Жаль, что некоторые даже к этому направлению граффити подходят с точки зрения моды. Однако те, кто занимается райтингом ради собственного развития, порой достигают ошеломляющих результатов. А рассуждать, является ли райтинг видом искусства – это удел критиков.

 

BD.RU: Работы каких участников тебе лично понравились больше всего?

М. М.: Прежде всего мне понравились люди, которым была понятна цель мероприятия и которые вели себя достойно. Неважно даже, как именно они рисовали: человек может рисовать хуже или лучше других, главное – насколько он сумел проникнуться общим духом. Что касается работ, мне понравились творения ребят Spy и DNA из Питера, Brow, Bucks и Snake; неплохо поработали Мука и Злое, а также парни из Минска True Still.

 

BD.RU: Были ли на этом мероприятии представлены все стили граффити?

М. М.: Представлены были все формы, которые сегодня объединяются термином «граффити»: не только шрифты как основа техники, но и новые формы, элементы дизайна, трафареты…

Обидно, что некоторые наши сограждане вели себя неподобающим образом: отрывали от работы немцев, выпрашивая и даже воруя у них баллоны с краской.

Еще мне не понравилось, что среди тех, кого я пригласил с целью показа своего мастерства, оказались люди, которые, набрав положенное участнику количество баллонов, спокойно оставили большую часть краски на будущее и, отделавшись формальным выполнением конкурсного рисунка, спокойно поехали домой. Такие люди больше не будут приглашаться на подобного рода мероприятия. Огорчило меня и то, что ведомые каким-то стадным инстинктом посетители разрисовали всякой чушью прилегающие к центру «Экстрим» территории.

В целом нельзя не признать, что джем прошел на высоком уровне. Огромное спасибо организаторам и художникам, которые приняли участие в нашем мероприятии и доказали, что российское граффити находится на должном уровне.

 

Хотелось бы закончить статью словами CAN 2:

«Без прошлого нет настоящего. Российским коллегам необходимо изучать историю граффити».